Учителя школы, участники общероссийского проекта «Школа цифрового века», получили в Личные кабинеты февральские номера изданий.
Читаем в свежих номерах:
Английский язык, № 2/2012
Февральский номер открывается рассказом об истории празднования St. Valentine’s Day. И, хотя, много сейчас спорят о том, нужны ли нам «импортированные» праздники, мы надеемся, что этот номер станет хорошим подарком и признанием в неизменной любви к нашим читателям.
Методические материалы по обучению письму в начальной школе, формированию грамматических навыков с помощью сказок, план открытого урока по теме «Большой театр», тренировочные упражнения для подготовки к ЕГЭ, тесты-пятиминутки, разработка занятия в клубе английского языка и сопроводительные материалы на диске помогут учителям сэкономить время подготовки к занятиям и позволят сделать уроки интересными и разнообразными.
Размышлениями о современных тенденциях в преподавании английского языка и секретами успеха делится в своём интервью известный автор учебников, выдающийся методист Майкл Харрис.
Во внутренней вкладке — много-много всего на букву S.
Вы узнаете:
- зачем построили Stonehenge и кто такие Saxons;
- чем отличаются shade and shadow;
- как и когда появились у англичан фамилии (surnames);
- сколько зубов у змей (snakes) и без чего не могут жить скорпионы (scorpions);
- как с гордым видом гурмана и знатока американского сленга и идиом заказать обыкновенную яичницу (sunny-side up) или картошку (spud);
- что означают аббревиатуры SA или SIT в электронном письме;
- cколько чудес света (Seven Wonders) сохранилось до наших дней;
- почему так популярны Simpsons, кто придумал компьютерную игру Sims и сколько героев на букву S участвует в «Star Wars».
Литературная галерея представлена выдающимися писателями и поэтами разных эпох от Шекспира до Стоппарда.
Для любителей астрономии — удивительные факты о солнце (Sun), солнечной системе (Solar System) и звёздах (Stars), а также «космический» сценарий для младших школьников.
Забавный спектакль по сказкам «The Three Little Pigs» и «Little Red Riding Hood» из сборника «Revolting Rhymes» Роальда Даля можно поставить с учащимися среднего или старшего возраста по сценарию, предложенному в рубрике School Theater.
Для ценителей аутентичных текстов — как всегда восхитительный рассказ нашего австралийского автора – профессора Дэвида Вонсброу.
И это ещё не всё! Читайте!
Seeing is believing.
Библиотека в школе, № 2/2012
Февральский номер журнала и диск к нему содержат как традиционные материалы: подборку «Мозаика новостей», «Письма о чтении», обзор журналов Издательского дома «Первое сентября», так и практические разработки и не вполне обычные тексты. Например, «Я здесь!» — это письмо, библиотекаря, которое можно вручить каждому учителю, а два материала о НеКонференции блогеров рассказывают о том, что же это за необычное явление в профессиональной жизни.
Проблемная статья профессора ЧГАКИ В.Я.Аскаровой посвящена плюсам и минусам моды на чтение.
Кроме того, как всегда, в номере вкладка «Остров сокровищ: записки о детской литературе», которая в этот раз посвящена писателям, издателям и художникам Петербурга.
Рубрика «Эколот» рассказывает о материалах в помощь экологическому образованию.
Вынимающийся из печатной версии плакат «Алфавит нам поможет!» подписчики электронной версии могут распечатать с диска.
Биология, № 2/2012
Зачем пыльца нужна растению — понятно всем. Но, оказывается, в неменьшей степени она нужна и палеонтологам, археологам, климатологам…
Что нам известно о механизме зрения? Как действует на клетки сетчатки глаза фотон? Какие молекулы в этом участвуют? Ответы на эти вопросы уже найдены…
Перемещая и перемешивая между собой (произвольно или по неосмотрительности) местные и чужеземные виды, человек поступает подобно средневековому алхимику, который наугад смешивал в колбе различные «субстанции» с неизвестными ему свойствами, не зная наперед, что из этого получится и чем это может для него закончиться…
Один из эффективных способов развития креативности школьников — совершенствование умения первичной обработки учебной информации, что способствует активизации мыслительных процессов, повышению скорости и улучшению качества усвоения теоретического материала.
Педагоги калужской области делятся опытом проведения новой для многих российских школ формы государственной аттестации для выпускников 9-х классов (ГИА). На что следует обратить внимание при подготовке учащихся к испытанию, как избежать ошибок.
Урок знакомит с одной из функций кожного анализатора — тактильной чувствительностью, а также с физиологией осязания.
Никто не думал, что лекарство, используемое как снотворное и названное морфином в честь бога сновидений Морфея, приведет к такой страшной зависимости.
Продолжаем публикацию описаний лучших научно-популярных книг о жизни водных обитателей нашей планеты.
География, № 2/2012
Тема второго полугодия «Западная Сибирь» в 8-9 кл.: карты (природные рекорды и достопримечательности; выдающиеся объекты, позиции субъектов федерации в общероссийских и региональных рейтингах).
Электоральная география. Парламентские выборы 2011 года в России (карты). Материал для учащихся 9, 11 кл.
Урок понимания карты. Испания (10 кл.).
Новое задание конкурса «Географическое пополнение» и разбор заданий из No.15, 16/2011. Для учащихся 6-11 кл.
В каком часовом поясе мы живем и как установленное время соотносится с астрономическим? (8 кл.).
Тема «Северный Кавказ»: Ставрополье: сельское население и хозяйство (9 кл.).
Конкурс «Путешествие учителя»: Карпаты. Присылайте ваши работы.
Дошкольное образование, № 2/2012
«Взаимодействие с родителями» — одна из важнейших тем нового номера.
Именно «взаимодействие», а не «работа», как это принято говорить. Нам кажется, что последнее слово отражает неверный, манипулятивно-директивный характер отношений с родителями. А нам важно наладить с ними партнерские отношения.
Невидимыми смысловыми нитями связана с родительской темой тема психологического комфорта в детском саду. Тон здесь задают специалисты — психологи. Они и поделятся с читателями своими рабочими находками.
Ну, и как обычно, мы не можем не коснуться красных дат календаря. В детских садах традиционно проводят мероприятия, связанные с Днем защитника Отечества. Мы подскажем, как их разнообразить.
Здоровье детей, № 2/2012
В февральском номере нашего журнала вас ожидают самые разнообразные материалы.
Знаете ли вы, когда появились первые бани и почему они так полезны? Как работать с ребятами, чтобы правила безопасного поведения в быту, на улице и пр. из теории преобразовались в навыки? Каковы признаки интернет-зависимости и как с этим бороться? Ответы на эти вопросы вы сможете найти в рубрике «Культура здоровья».
Рубрика «Час ЛФК» предлагает сценарий занятия с мячами и комплексы упражнений для поддержания правильной осанки.
Из рубрики «Логопед в школе» вы узнаете, по каким критериям нужно выбирать образовательное учреждение для ребенка с речевыми проблемами и как в работе логопеда можно использовать диктофоны, web-камеры и прочую современную технику.
«Особому ребенку» — особое внимание. Речь идет о тестах для выявления леворукости и методах обучения левшей. Как трудно иногда бывает доказать, что ребенок обучаем. На эту тему предлагаем вашему вниманию статью «Годен – не годен…».
Государство дает зеленый свет инклюзивному обучению, а готова ли к этому школа? И главное — достаточно ли толерантно наше общество?
Как стать волонтером, если подросток хочет заниматься социально значимой деятельностью? Об этом рассказывает статья «По призванию души»
Информатика, № 2/2012
В февральском номере журнала:
Материалы к уроку по основам информационный безопасности – юридический «ликбез» для тех, кому не только приходится систематически ходить по минному полю лицензий, но и водить по нему детей. Значит — для нас :)
Подробный разбор задачи B10 ЕГЭ по информатике — ни номера без статьи о ЕГЭ!
Краткое, но систематическое введение в программирование на языке Python – этот змий медленно, но верно вползает в школу. Он уже прополз по территории олимпиад и подбирается к обычным урокам.
Введение в управление проектами — такой темы раньше в курсе информатики не было. Она появилась в новом учебнике базового курса 7—9 под руководством А.В. Горячева. Учебник получил все необходимые грифы и начнет использоваться в школах с сентября.
А ещё материалы для внеклассной работы, традиционный раздел «В мир информатики», краткий рассказ о QR-кодах. Читайте!
Искусство, № 2/2012
Традиционная рубрика «Выставочный зал» знакомит с тремя недавними выставками: П.А. Валюса, Караваджо и Татлина, который прошли в московских музеях. Задание «Найди 20 отличий» посвящено знаменитой мозаике М.В. Ломоносова «Полтавская битва». Биографическая статья «Магический монументализм Ботеро» даст полное представление о творчестве современного колумбийского художника, чьи работы одновременно наивны, глубоки, волшебны и монументальны. Искусству мастера силуэта В. Гельмерсена посвящена статья «Талант, ножницы, бумага».
В трех рубриках журнала продолжаются циклы статей. Серия заданий для учеников Анастасии Лосевой в рубрике «Урок МХК» представлена работой по сравнению построек Московского Кремля с архитектурными сооружениями Северной Италии. В рубрике «Научные чтения» опубликована статья о неолите из цикла Елены Медковой о единстве видов искусства. В «Нетрадиционном уроке» материалом о символике решетки и сети продолжается цикл «Смысл и значение пластических формул» того же автора.
Практическим методам работы в школе посвящена статья Ольги Скуратовой о Великой Отечественной войне в рисунках младших школьников. Статья об опере «Мавра» поможет познакомить школьников с творчеством Игоря Стравинского на уроке музыки.
История, № 2/2012
Тема февральского номера — Древний Новгород. В этом разделе, предназначенном для подготовки уроков в 6 классе, читатель найдет материалы, рассказывающие о находках берестяных грамот, о том, как их изучают археологи и лингвисты, что дает их расшифровка для познания жизни средневековых горожан. Сценарий интегрированного урока (история+литература+МХК) «Великий Новгород — жемчужина Руси» дает возможность учителю использовать произведения изобразительного искусства, фольклора (былины) и музыкальные произведения для рассказа об экономике, социальной структуре и быте Новгорода. Далее публикуется рецензия на книгу «Рюрик», посвященную личности первого новгородского князя, в которой дается научный анализ так называемого «варяжского вопроса».
Целый блок методических материалов отведен теме по Всеобщей истории. Статья «Английская Птица Феникс» рассказывается об английской королеве Елизавете I Тюдор, о ее личности, деятельности и эпохе Английского Ренессанса. Интерес представляет рецензия на два английских фильма, посвященных этой знаменитой королеве и «Золотому веку» английской истории. В ней приводятся интересные факты, связанные с созданием фильма, и советы, как использовать фрагменты этих кинокартин на уроке истории в 7 классе. В этом разделе напечатан сценарий игры «Умники и умницы», посвящённой теме «Буржуазные революции в Европе в XVI–XVIII вв.».
Следующий раздел рассказывает о начале «холодной войны» — «Фултонской речи» У. Черчилля. В разделе публикуются статья о Черчилле, фрагменты его речи и ответа Сталина, а также кроссворды-тесты на тему «Холодная война».
В разделе «Обществознание» читатели познакомятся с интервью «Читая Чаадаева. Готовы ли старшеклассники к сложным темам?», а также со статьями «Оценка качества обучение по предмету «Обществознание» и «Игровые методики на уроках обществознания», посвященной теме подготовки школьников в ГИА.
Классное руководство, № 2/2012
Во втором номере журнала «Классное руководство и воспитание школьников» вы найдете материалы, которые помогут провести интересные классные часы ко Дню святого Валентина и веселые праздники, посвященные 23 февраля и 8 марта. Вы познакомитесь с оригинальными идеями проведения масленицы, организации клуба для родителей. Веселые интеллектуальные игры помогут разнообразить даже самый обычный классный час, а рассказ о применении сказкотерапии в работе классного руководителя даст возможность по-новому применять в педагогике не только сказки, но и притчи, которые мы продолжаем публиковать.
Литература, № 2/2012
Центральной темой февральского номера «Литературы» стало творчество Максима Горького, одного из самых неоднозначных писателей ХХ века. Традиция его изучения в школе сложилась давно и сейчас требует обновления. Учителя-практики и вузовские преподаватели из разных регионов России рассказывают, как можно читать Горького с нынешними школьниками. Особое внимание уделено биографии писателя, в которой есть много белых пятен. Обратите внимание на творческую мастерскую по рассказам Горького, которая позволит вовлечь подростков в заинтересованный разговор о писателе и подтолкнет их к собственному творчеству. Полезны будут и материалы для подготовки к ЕГЭ, связанные с Горьким.
Самым важным произведением Горького для школы остается пьеса «На дне». Именно вокруг этой пьесы и одного из главных ее героев — Луки — ведется в литературо- и театроведении нескончаемый спор. Наши авторы тоже подключились к нему. Их яркие, полемические работы, содержащие в себе разнообразные методические ходы, без сомнения привлекут учителей-практиков. Они помогут построить урок дискуссионного характера, столь необходимый сегодня для привлечения интереса школьников к литературе.
Советуем также обратить внимание на материалы, связанные с литературными олимпиадами, в которых участвуют многие школьники. Печатаем задания олимпиады по словесности, которую организует Высшая школа экономики, а также дискуссию вокруг одного из этапов Всероссийской олимпиады по литературе. Кроме того, в номере вас, как всегда, ждут рецензии на книги, интернет-кладовка, интервью, а на диске размещены материалы к литературному календарю.
Математика, № 2/2012
Вы хотите организовать проект по геометрии? Своим опытом с вами поделятся коллеги, которые умеют это делать. Материалом для проекта может послужить и практическая работа на местности, и занимательные задачи, и традиционные сюжеты, и даже одна единственная задача. Можно привлечь и компьютер. Предпочитаете алгебру? Порешайте задачи с параметрами: разные задачи — разные методы решения. Вашим ученикам предстоит сдавать ЕГЭ? Понять и подготовить учеников, не очень успешных в изучении математики, вам помогут наблюдения и советы коллег, которые прошли через горнило ЕГЭ уже не один раз. Хотите принять участие в творческом конкурсе учителей математики? Разберите решения заданий очного тура, прошедшего в сентябре. Хотите лучше понять современные реформы? Прочитайте материал о первом съезде учителей математики, прошедшем ровно 100 лет назад. Вы удивитесь, узнав, какие вопросы и проблемы на нем обсуждались. Кроме того, вас ждет продолжение материала о горячих точках курса математики для 5-х классов, новые задачи, решаемые с помощью «Математического конструктора», очередные головоломки, а также традиционный материал о математиках-юбилярах 2012 года.
Начальная школа, № 2/2012
В февральском номере журнала «Начальная школа. Первое сентября» в рубрике «Я иду на урок» опубликованы сценарии уроков по математике «Скорость. Время. Расстояние.»; по русскому языку «Весна — утро года»; по окружающему миру «Безопасность на транспорте» и по технологии «Цветок для Дюймовочки».
В рубрике «Учителю на заметку» помещена интегрированная проверочная работа для 4-го класса «Как белый сахар в черной земле вырос». Также дан большой блок с материалами, посвященными технологии моделирования при изучении геометрического материала на уроках математики.
В рубрике «В союзе с психологией» психологи из Центра «Точка Пси» поделятся мыслями о том, что же такое УУД и как их развивать на этапе обучения в начальной школе.
Вашему вниманию будут предложены ученический исследовательский проект «Откуда звук пришел», классный час «Рецепты красоты и здоровья», беседа-разговор «Человек сам кузнец своего счастья.
В рубрике «Праздники» опубликованы несколько сценариев для проведения праздника 8 марта.
В рубрике «Читаем детям» будет напечатан второй рассказ из цикла «Геральдическое путешествие». Рассказ посвящен знаменитому российскому городу Санкт-Петербургу.
Немецкий язык, № 2/2012
Во втором номере журнала «Deutsch» опубликованы:
- материалы о проблемах образования и воспитания (рубрика «Bildung und Erziehung»);
- биографию философа Артура Шопенгауэра (рубрика «Sonderthema». Материалы этой рубрики могут служить основой для дальнейшей деятельности учащихся — исследовательской или проектной);
- дидактически обработанный материал о становлении Германии как социального государства (период: конец Первой мировой войны и Веймарская республика);
- разработку урока о праздновании карнавала;
- тренировочные тестовые задания в формате ЕГЭ (тема: «Карнавал»);
- лексические и грамматические задания для начинающих (Farben, Verbformen);
- рифмовки, загадки, считалки, диктант, текст для чтения и/или аудирования и многое другое.
Аудиофайлы, интерактивные упражнения, презентации, кроссворды в приложении дополняют и расширяют журнальную версию и позволяют варьировать работу в классе: фронтально, в минигруппах, в парах, индивидуально.
Русский язык, № 2/2012
В первом материале февральского номера рассматривается актуальная тема: каким должно быть содержание текстов, с которыми словесники работают на уроках. Как обычно, в номере представлен большой блок практических материалов по сложным темам школьного курса: чередование гласных в корне слова (5-й класс); тренировочные упражнения, помогающие освоить навык выделения грамматической основы в предложении (7-й класс); тренировочные упражнения с заданиями на постановку запятой в простом и сложном предложениях (9–11-е классы); неадаптированные тексты диктантов по Бунину и Чехову с заданиями для старшеклассников.
Среди других материалов: рекомендации по обучению выпускников правилам оценки сочинения-рассуждения по принятым для ЕГЭ критериям; методика работы со специальными учебными и учебно-популярными текстами на уроках РКИ, обсуждение учениками проблемы неуместного и неоправданного использования в речи ненормативной лексики; заметки о проекте «Слово года».
Спорт в школе, № 2/2012
Вышел второй номер журнала «Спорт в школе». Прочитав его, вы можете узнать об оригинальных способах использования ИКТ на уроках физкультуры, о методике проведения баскетбола с гандикапом. Упражнения с гимнастической скамейкой помогут сделать любой урок интересным и оригинальным, а разнообразные варианты проведения спортивных праздников — провести эти мероприятия и в начальной, и в средней, и в старшей школе весело и увлекательно. А еще вы познакомитесь с видом спорта, который вряд ли известен вам, но может очень понравиться ребятам…
Управление школой, № 2/2012
Февральский выпуск журнала «Управление школой» представляет эксклюзивный материал о стандартах старшей школы. Член рабочей группы по доработке стандартов знакомит читателей с процессом подготовки этого важного документа в части воспитания нынешних школьников.
Также на наших страницах своим опытом делится школа, разработавшая эффективную систему повышения качества образования. Директорам, которым хотелось бы иметь отличных заместителей, адресована статья об обучении резерва прямо в своем образовательном учреждении.
Публикация о портфолио учителя поможет руководителю подготовить сотрудников к аттестации, проходящей теперь по новым требованиям.
А информацией из статьи о маркетинге мы рекомендуем воспользоваться тем управленцам, кто хотел бы усовершенствовать в образовательном учреждении сферу платных услуг.
Физика, № 2/2012
Представлен спектр ярких ученических проектов по физике и астрофизике, которые участвовали в XVIII конкурсе юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского (2010/2011 уч. г.). Организовывали работы учащихся 7–11 классов как школьные учителя (Атянин В.Н., г. Южно-Сахалинск; Володько Е.Н., г. Могилёв, Респ. Беларусь; Исмагилов И.И., п. Саракташ, Оренбургская обл.; Кирьенко Г.А., г. Новый Уренгой, ЯНАО; Марчук Э.В., г. Волгоград; Панова Л.В., п. Болшегривское, Омская обл.; Сёмке А.И., г. Ейск, Краснодарский кр.; Тимакина Е.С., Гомулина Н.Н., г. Москва; Ярманова Н.Ф., п. Солнечный, ХМАО-Югра), так и педагоги дополнительного образования в домах детского творчества (Маевский А.И., Коханов А.А., г. Москва; Татарников А.М., г. Железнодорожный, Московская обл.; Цыркун К.И., г. Минск, Респ. Беларусь). Интересны также ученические видеопроекты «Реактивный воздушный шар» и «Удивительные факты о планете Земля» (учитель Алексеева Е.В., г. Красногорск, Московская обл.).
Академик РАН Черепащук А.М. на доступном учителю и старшекласснику уровне изложил современное представление о картине мира: Вселенная, чёрные дыры, тёмная материя, тёмная энергия, кротовые норы. Этот обзор дополнила информация Б.В. Булюбаша (г. Н. Новгород) о проекте создания отечественного космического ИК-телескопа. В рубрике «Абитуриенту» даны 10 олимпиадных задач с решениями, предлагавшихся в МЭИ (ТУ) (Губкин М.К.). Полезный материал к урокам в марте – нестандартные лабораторные работы с элементами поиска и тематические проверочные работы для 7–9-го классов (Алексеева Е.В.), иллюстративный материал и тематические тесты в форме ЕГЭ для 10–11-го классов, а также новости науки и техники (Пигалицын Л.В., г. Дзержинск), обучающая презентация на тему «Электромагнитные явления» (проф. Ильясова Т.В., г. Оренбург), кроссворды на тему «Атом и атомное ядро» (Красин М.С.). Несомненный интерес и для старшеклассников, и для учителей представляют статьи о физических основах работы лазерного пинцета – современного высокоточного инструмента, применяемого в медицине и биологии (Никитин С.Н. и др., МГУ им. М.В. Ломоносова), о принципе действия и устройстве машин для голосования – рычажных, с сенсорными экранами, с оптическими сканерами (Козлова Н.Д., пер. с англ.), миниконкурс «Пять вопросов о фазовых переходах» (Алексеева Е.В.), биография Питера ван Мюссенбрука (Мушенбрука) – автора первого в мире систематического курса физики (Белюстов В.Н., г. Борисоглебск), средневековый календарь и небо в марте (проф. Чаругина В.М.). Персоналии: юбилей Михаила Станиславовича Красина krasin-ms@yandex.ru (КГПУ им. К.Э. Циолковского, г. Калуга).
Французский язык, № 2/2012
В информационном блоке журнала «Французский язык» №2/2012 читайте материал о конференции «Университетский французский», организованной Посольством Франции в России и Дне французского языка для учащихся (дополнительная информация в мультимедийном приложении к номеру), статьи о преподавании французского языка в г. Коломне и о празднике французской кухни в г. Орехово-Зуево.
В рубрике «Мой друг французский язык» мы публикуем разработку устной разговорной темы «Дружба», статью об особенностях разговорной речи и разработку для урока о роли воды в XXI веке.
В рубрике «По дорогам истории» предлагаем вашему вниманию статью о «Великой армии» Наполеона (дополнительный материал и педагогическое досье вы найдете в мультимедийном приложении к номеру). Статья об Игоре Стравинском познакомит вас с парижским периодом жизни великого композитора.
Тематическое досье номера называется «Лики любви» и содержит подборку лирической поэзии русских и французских поэтов, рекомендации по написанию письма, разработку для урока, материал об истории празднования Дня святого Валентина и множество других интересных практических материалов.
Наше мультимедийное приложение дополняет содержание номера и содержит учебные фильмы, презентации, разработки уроков, информацию о новых учебниках французских издательств и т.д.
Химия, № 2/2012
8 февраля — день рождения Д.И. Менделеева, поэтому традиционно часть материалов номера посвящена великому ученому. Приводимые сведения можно использовать при подготовке школьных исследовательских проектов.
В методических рекомендациях о преподавании химии в основной школе можно найти ответы на вопросы: почему атомы образуют химические связи, какие свойства присущи химическим связям и др.
Материал к курсу «Естествознание. 10 класс» посвящен взаимоотношениям человека и мегамира, разбираются вопросы о том, как образовалась Вселенная и как она устроена. Публикуемый курс особенно актуален для преподавания в старших классах гуманитарного профиля.
Расширению кругозора школьников способствуют школьные химические олимпиады — в этом номере предлагаются задания по химии для всех классов (с 8-го по 11-й), а в следующих номерах вы найдете ответы на них.
Задачи, решаемые с помощью математических операций, встречаются и в физике, и в химии, и в математике, а «цепочки химических превращений» уникальны именно для химии. С этого номера мы начинаем публикацию подобных заданий по 10 темам с целью поэтапного развития навыков выполнения цепочек химических превращений (каждая тема сопровождается несколькими презентациями).
Школьный психолог, № 2/2012
Февральский номер «Школьного психолога» включает в себя вкладку, посвященную VII Всероссийской Неделе психологии образования — совместному проекту нашего журнала и Центра «ТОЧКА ПСИ». Здесь читатель найдет материалы, подготовленные участниками этого увлекательнейшего мероприятия, о том, как бороться с поглотителями времени, что такое фототерапия, каким образом помогать детям формировать ценности и о многом другом.
Кроме того, из материалов номера вы сможете узнать, почему современные дети не желают читать, что может сделать психолог, работая по запросу, и как преодолеваются страхи в ходе игровых упражнений.