Мартовское предложение от Общероссийского проекта "Школа цифрового века"

Сообщаем, что в соответствии с графиком, 1 марта в Личные кабинеты учителей нашей школы   поступили свежие номера предметно-методических журналов «Английский язык», «Библиотека в школе», «Биология», «География», «Дошкольное образование», «Здоровье детей», «Информатика», «Искусство», «История», «Классное руководство», «Литература», «Математика», «Начальная школа», «Немецкий язык», «Русский язык», «Спорт в школе», «Управление школой», «Физика», «Французский язык», «Химия», «Школьный психолог».

 Читайте в мартовских номерах журналов

Английский язык, № 3/2012

  • Какая новая достопримечательность скоро появится в Лондоне?
  • Как организовать прямое общение с носителями языка?
  • Как создать свой собственный сайт в интернете?
  • Как формировать способности к критическому мышлению и развивать исследовательские умения учащихся на уроках?
  • Как научиться писать рецензию на книгу?
  • В чём заключаются достоинства и недостатки метода коммуникативных заданий?
  • Когда празднуют «День Толкиена»?

Это лишь небольшая часть того, о чём вы сможете прочитать на страницах мартовского номера журнала «Английский язык».

 

Библиотека в школе, № 3/2012

В мартовском выпуске «Библиотеки в школе» вы найдёте много интересных тем.Целый блок статей в рубрике «Работа с читателями» посвящён опыту работы библиотечных волонтёров. Там вы найдёте общие принципы такой работы, подробности, предупреждение о трудностях и мелочах, которые надо учесть.

Блок «Внутренняя работа» рассказывает сегодня о новейших технологиях: штрихкодировании фондов и RFID-технологии, о плюсах и минусах электронных книг и новом издании таблиц ББК.

На «Острове сокровищ» вас ждёт встреча с известнейшим в Европе писателем Франком Павлофф, книга которого, наконец, вышла и по-русски, беседу с художником Михаилом Бычковым о том, как рождается книга и уникальную запись разговора с Корнеем Чуковским.

А ещё вы узнаете о птице года и прочитаете календарь библиотекаря от Дины Сабитовой и Ксении Молдавской.

И, конечно, вас ждёт новый плакат, который можно распечатать с диска в нужном вам формате или сделать свой — с нашей помощью.

 

Биология, № 3/2012

Согласно одной из гипотез, жизнь на Земле зародилась 4,3 –3,8 млрд лет назад в виде автономных РНК-организмов. Могло ли такое быть?

На что обратить внимание, рассказывая о последствия аварий на атомных электростанциях. Как происходит миграция радионуклидов в биосфере и какую роль в этом играет способность живых организмов накапливать микроэлементы, присутствующие в среде их обитания в ничтожных концентрациях.

Моделирование биополимеров на уроках общей биологии — эффективный способ изучения строения сложных молекул и важный компонент развития пространственного воображения учащихся.

Элективный курс «Язык тела» для 10-го класса: тематическое планирование и одно из практических занятий.

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления в жизни птиц.

 

География, № 3/2012

Материал к празднику 8 Марта. География цветов. (10–11 кл.). Рекомендуем и биологам.

Наглядное пособие на развороте. Северо-Кавказский экономический регион. Карты, таблицы, задания для учащихся. (9 кл.). Рекомендуем и учителям экономики.

Какие же реки России всё-таки самые длинные? (7–8 кл.). Разбор задания «Поход в музей» (6–11 кл.). Советуем классным руководителям после похода в музей провести классный час с обсуждением экспозиций.

 

Дошкольное образование, № 3/2012

Встречайте новый формат журнала «Дошкольное образование»:

Уже в этом номере вы заметите много перемен. Прежде всего, поменялся дизайн журнала. Он стал более светлым, ярким и весенним.

Говоря о дизайне, стоит упомянуть наш новый грандиозный проект — учебный курс по дизайну интерьеров детских садов, который мы создаем, привлекая к созданию не только воспитателей и методистов, но и известных, успешных дизайнеров.

Еще одно важное нововведение: все номера отныне будут тематическими. Это значит, что многие материалы номера соответствуют выбранной теме и заданному настроению. Тема этого номера — Выходим на прогулку. Мы поговорим обо всем, что ждет воспитателей и их воспитанников за дверью детского сада.

Рубрика «Зеленый детсад» рассказывает о том, как и что именно можно делать в саду для его озеленения. Рубрика, о садоводстве, ландшафтном дизайне и экологии станет постоянной и будет давать сезонные рекомендации из номера в номер.

Также постоянными станут рубрики «Из-за рубежа» (опыт зарубежных садов), «Хорошо забытое старое» (материалы с историей, которыми пользовались педагоги десятилетия назад), «Карта наблюдений» — практические рекомендации психологов по наблюдению за детьми и многое другое.

Словом, мы ввели новые рубрики, пригласили в авторы людей не из детского сада — дизайнеров, психологов, писателей, теоретиков педагогики, журналистов. Сценарии праздников мы решили публиковать на месяц раньше, чтобы у вас было время выбрать и подготовиться.

 

Здоровье детей, № 3/2012

Мы пока только говорим о вредном воздействии мобильных телефонов, в то время как правительства многих европейских стран уже запретили их использование в школах. Например, в Великобритании это сделали еще в 2001 году. Читайте подробности в статье профессора Татьяны Волосовец «Ученые предупреждают».

А еще в рубрике «Культура здоровья» опубликованы физкультминутки на английском языке и советы родителям, как помочь ребенку успешно справиться с домашними заданиями.

Методические и педагогические проблемы преподавания физической культуры детям с ОВЗ обсуждаются в рубрике «Час ЛФК».

Рубрика «Логопед в школе». Чтобы занятия с логопедом не только приносили пользу, но и создавали хорошее настроение, предложите ребятам поиграть, например, освободить сказочную принцессу.

Оказывается, бывают ситуации, когда слабослышащим детям не помогают ни слуховые аппараты, ни даже кохлеарные импланты. «Нужно уметь общаться с помощью жестовой речи», — делится своим мнением учитель-дефектолог Диана Роснач в рубрике «Особый ребенок».

О методах работы с детьми-аутистами и договорной основе инклюзивного образования рассказывают материалы соответствующей рубрики.

Почему дети бегут из дому? О причинах побегов и возможности их предотвратить — статья нашего постоянного автора психолога Юлии Корчагиной.

 

Информатика, № 3/2012

До экзаменов остается меньше трех месяцев. Значительная часть статей этого номер — эксклюзивные материалы для подготовки к ГИА и ЕГЭ.

Открывается номер фрагментом беседы (которую «клавиатура не поворачивается» назвать интервью) с председателем Федеральной предметной комиссии ЕГЭ по информатике. Также обязательно обратите внимание на объявление о конкурсе на разработку новых типов экзаменационных заданий.

Экзаменационными материалами содержание номера, конечно, не ограничивается. Для преподавания базового курса будет полезен материал об исполнителе «Водолей», снабженный компьютерными практикумами. Ну, и, конечно, на все случаи жизни ‑ для уроков и внеклассной работы ‑ раздел «В мир информатики».

 

Искусство, № 3/2012

Традиционная рубрика «Выставочный зал» знакомит с тремя недавними выставками: Е.Д. Поленовой, Уильяма Блейка и живописи Неаполя, которые прошли в московских музеях. Задание для учеников «Эпоха классицизма» сделано в форме сканворда с фрагментами и знакомит учащихся с произведениями разных видов искусства. Биографическая статья «Сражение с листом бумаги» даст полное представление о творчестве знаменитого французского художника Анри де Тулуз-Лотрека.

В трех рубриках журнала продолжаются циклы статей. Серия заданий для учеников Анастасии Лосевой в рубрике «Урок МХК» представлена работой по сравнению русской и английской версии палладианства, популярного направления в архитектуре XVII-XVIII вв. В рубрике «Научные чтения» опубликована статья «Цивилизации Древнего мира» из цикла Елены Медковой о единстве видов искусства. В «Нетрадиционном уроке» материалом о символике пустоты и незаполненного пространства продолжается цикл «Смысл и значение пластических формул» того же автора.

Практическим методам работы в школе посвящена статья Альфии Бакировой о развитии музыкального восприятия в начальной школе. Материал Тины Георгиевской «Человек поющий» позволяет взглянуть на пение с неожиданной стороны и увидеть в нем мощный инструмент межличностной коммуникации.

 

История, № 3/2012

Темой мартовского номера стало время правления одной из самых ярких фигур в истории русской монархии — императрицы Екатерины II. О её незаурядной личности, внутренней и внешней политике, друзьях и литературных вкусах спорят до сих пор. Не ставя задачи «объять необъятное», авторы опубликованной подборки материалов делают акцент на решении в XVIII веке «вечного» русского вопроса — о земле и крестьянстве, а также тех деятелях екатерининского времени, которые внесли немалую лепту в очевидные успехи её царствования. В первом разделе, предназначенном для подготовки уроков в 7 классе, читатель найдет материал, вносящий ясность в вопрос о русском аграрном патернализме и консерватизме, во многом предопределивших сложности крестьянской реформы XIX века. Кроме того, небезынтересной в контексте темы станет и урок-игра «Век золотой — Екатерины». Её сценарий в виде мозаики даст возможность учителю использовать в ходе подготовки и проведения не только учебную, но и дополнительную литературу: мемуары, исторические справочники, автобиографические исследования. Подспорьем для педагогов станет завершающая раздел полоса «сетевые ресурсы» — лоцман в море Интернет-материалов.

Целый блок методических материалов для 9,11 классов отчасти продолжает тему, начатую в предыдущем разделе, но перемещает нас через столетие — в ХХ век, рассматривая первые итоги аграрной реформы П.А.Столыпина: как положительные, так и спорные, выразившиеся в противоречивом отношении к ней русского крестьянства. Интегрированный (история+литература) урок-обобщение «Эпиграмма-хохотунья» развивает тему, но в более широком аспекте — реакции общества на революционные события 1905–1907 гг., предлагая педагогам редкий материал — сатирическую поэзию того времени.

Следующий раздел рассказывает о памятной хрущёвской «оттепели» — периоде демократизации общественно-политической и культурной жизни в СССР (так, как её понимали партийные деятели тех лет). В центре происходивших событий — своеобразная личность первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущёва. Подборка материалов о нём позволит учащимся понять многое из случившегося в те годы. В разделе публикуются материалы к урокам для 9,11 классов: статья о Хрущёве «Самодур во власти», «Никита Сергеевич-искусствовед», методические рекомендации о проведении урока на тему хрущёвской «оттепели» а также завершающие раздел тестовые задания в виде кроссвордов.

В разделе «Обществознание» читатели смогут познакомиться с материалами для подготовки уроков в 8—11 классах: о воспитании гражданственности у современных школьников, о педагогических приёмах активного обучения, помогающих подготовиться к некоторым трудным заданиям ЕГЭ и ГИА, а также материалы круглого стола, темой которого стала не теряющая актуальности борьба с фальсификацией истории.

 

Классное руководство, № 3/2012

В третьем номере журнала «Классное руководство и воспитание школьников» вы найдете материалы, которые помогут вам легче перенести весеннюю усталость и без лишних усилий провести серию интересных классных часов с викторинами, дискуссиями и веселыми конкурсами. Большинство из них приурочены к предстоящим календарным датам, в том числе, к 1 апреля и Дню космонавтики. Мы предлагаем также ряд материалов для подготовки вашего класса к празднованию Дня победы, ведь об этой серьезно работе стоит подумать заранее.

Напоминаем, что большинство статей сопровождаются презентациями и другими дополнительными материалами, которые вы найдете в приложении к номеру.

 

Литература, № 3/2012

Магистральная тема мартовского номера «Литературы» — образы птиц в прозе и поэзии. Под обложкой журнала – настоящий литературный птичий базар.

Многие писатели используют образы птиц для выражения самых сокровенных своих мыслей о том, что такое свобода, полет, красота. В нашем номере учителя из разных регионов России делятся своими наработками к урокам по произведениям этих писателей.

Из статей «Литературы» вы узнаете, как построить с пятиклассниками творческую мастерскую по рассказу К.Паустовского «Растрепанный воробей», как прочесть с шестиклассниками сказку О.Уайльда «Соловей и роза», как «научиться летать ввысь» вместе с героем повести-притчи Р.Баха «Чайка по имени Джонатан Ливингстон», которую стоит ввести в круг чтения семиклассников. Не обошелся наш разговор о птицах и без Курочки Рябы, которая хоть и не летает, но птица важная.

На страницах «птичьего» номера мы затронем и поэтические произведения: стихотворения Н.Гумилева о вОроне, Н. Заболоцкого и М.Цветаевой — о лебеде, И.Тургенева, В.Солоухина и И.Бродского — о ястребе. Разнообразным птицам посвящены и материалы нашей постоянной рубрики «Готовимся к экзамену». Тему полета продолжает статья о героях, которые, подобно птицам, умели или пытались летать (от Карлсона до Дедала и Икара)… Все представленные в номере статьи практически полезны, многие из них сопровождаются дополнительными материалами на диске.

Обратите внимание также на статьи о том, как можно руководить исследовательскими работами школьников (на примере рассказа современного писателя А. Иличевского «Воробей»), как работать над устным монологом школьника, как правильно организовывать умственный труд, как как изучать с детьми искусство авангарда. Также в номере вас ждет интервью с питерским поэтом, музыкантом и исполнителем Константином Арбениным, автором очень важных для школы стихотворений, насквозь пронизанных цитатами, аллюзиями и реминисценциями.

 

Математика, № 3/2012

Обучение стереометрии — одна из сложнейших задач для учителя математики. Авторы статей этого номера подскажут вам, как избежать методических подводных камней, поделятся разработанными дидактическими материалами, напомнят об эффективных методах решения задач и о столь необходимых здесь наглядных пособиях. Но экзаменационные работы содержат задачи не только по геометрии.

Разберите задачу В10 одной из прошедших диагностик, вызвавшую много вопросов. Задумайтесь вместе с автором о проблемах, которые возникли в связи с оцениванием задачи С6 2011 года. Каждое время ставит перед математическим образованием свои задачи. Но, оказывается, есть проблемы, не подвластные времени. Или просто нерешенные за прошедшие 100 лет? Вы сможете дать им свою оценку, прочтя статью о дискуссиях, разгоревшихся на съездах преподавателей математики, столетие первого из которых мы отмечаем в этом году. Если вас интересует внеклассная работа с учащимися, вы не оставите без внимания опыт проведения устных олимпиад 57-й московской школы. А если вы ведете кружок, вас заинтересуют новые предложения хорошо зарекомендовавших себя заочных школ МГУ. Кроме того, вас ждет продолжение материала о горячих точках курса математики для 5-х классов, новые задачи, решаемые с помощью «Математического конструктора», и очередные головоломки.

 

Начальная школа, № 3/2012

В мартовском номере журнала «Начальная школа. Первое сентября» в рубрике «Я иду на урок» опубликованы сценарии уроков по математике «Здравствуй, страна Геометрия!»; по русскому языку «Рождение слова»; по окружающему миру «Весенние приметы» и по технологии «День космонавтики», а также «Парад литературных героев» по произведениям Э. Успенского.

В рубрике «Учителю на заметку» даны несколько анонсов семинаров, которые будут проходить на Дне учителя начальной школы в рамках проведения педагогического Марафона. Это статья о проблематике введения нового курса «Основы духовно-нравственной культуры» и обсуждение организации работы школьников в группе и в паре. Помещена интегрированная проверочная работа для 4-го класса «Кто без крыльев летает?».

В рубрике «В союзе с психологией» психологи из Центра психологического сопровождения образования «Точка Пси» поделятся мыслями о том, что же такое УУД и как их измерять на этапе обучения в начальной школе.

Вашему вниманию предложены ученический исследовательский проект «Откуда звук пришел» и очередная беседа-разговор по притче «Наставления отца».

В рубрике «Праздники» опубликован сценарий прощания с начальной школой «Звездный дождь» и небольшое веселое занятие к Дню смеха «Гиннес-шоу»; в электронных приложениях — несколько сценариев разных мероприятий, посвященных Дню Победы 9 мая.

В рубрике «Читаем детям» напечатан третий рассказ из цикла «Геральдическое путешествие». Рассказ посвящен двум городам Золотого кольца — Сергиеву Посаду и Переяславлю-Залесскому.

 

Немецкий язык, № 3/2012

В номере опубликованы:

  • материалы для работы с начинающими («Schulsachen»);
  • тренировочные упражнения (вкладка «Wortfamilien üben», «Testen undPrüfen», «Aufgaben zur Erweiterung des Wortschatzes», «Diktate schreiben ist nicht schwer…»);
  • продолжение текста для домашнего чтения («Hans Bohnenstange») в 4-м классе;
  • разработка урока о вреде курения и запрете курения («Unterrichtsentwurf zum Thema ‹Rauchen›»);
  • статьи о писателе Эрнсте Юнгере;
  • пример работы с новостными текстами («Gefährliche Suchaktion: Fünfjährige fährt Auto»);
  • дидактические игры («Der Plumpsack geht um», «Grabbelsack, Kramsack, Überraschungssack»)
  • и многое другое.

Аудиофайлы, интерактивные упражнения, презентации в приложении дополняютжурнальную версию и позволяют комбинировать формы работы на уроке.

 

Русский язык, № 3/2012

В мартовском номере журнала мы публикуем письмо итальянского профессора, старейшины МАПРЯЛ Клаудии Ласорсы-Съединой о фундаментальности российского образования и Болонском процессе.

Уроки для старшеклассников, посвященные комплексному анализу текста; сфере употребления официально-делового стиля.

Полезны будут методические рекомендации по тому, как давать в 4-5-ом классах трудную тему по правописанию личных окончаний глаголов.

В блоке подготовки к государственной итоговой аттестации предлагаются: работа с классическими и современными текстами для 7-9-х классов; для 11-го класса обсуждается проблема анализа художественного текста.

Совершенствованию практической грамотности помогут подборки диктантов для 7-11-х классов; методические указания для работы с концентрированными текстами; рекомендации по разбору ошибок, допущенных в диктантах.

К 200-летию Бородинского сражения мы продолжаем публиковать материалы викторин и конкурсов.

 

Спорт в школе, № 3/2012

  • описание урока «Обучение нападающему удару» с использованием ИКТ;
  • статьи о новых видах спорта (мини-волейбол, мини-теннис, мини-лапта, спидминтон), которые можно использовать при проведении третьего урока физической культуры;
  • планы проведения «Малых Олимпийских игр» для разных ступеней общеобразовательной школы;
  • и многое другое, что Вас заинтересует и обязательно поможет в работе…

 

Управление школой, № 3/2012

Новый выпуск журнала «Управление школой» — хороший инструмент читателям-директорам, ищущим идеи для перемен в образовательном учреждении.

Возможно, не все руководители пока готовы к внесению радикальных архитектурных изменений, предлагаемых в наших статьях, но интересные задумки, касающиеся оформления интерьеров, школьного уклада, системы управления, образовательного процесса, общения с родителями и даже мелодий школьных звонков, вполне могут найти воплощение в городских и сельских школах России.

Вас ждет яркий тематический номер. Он состоит из описания проектов идеальной школы будущего, отобранных на конкурсной основе известными экспертами. Образовательный комплекс «Школа Сколково» — это фантазии, поиск авторов. Тем не менее разработчики не отрывались от реальности: их предложения осуществимы и будут воплощены в ближайшие годы.

 

Физика, № 3/2012

Подготовиться к Международному дню космонавтики помогут презентации Н.Ю. Милюковой (г. Москва), З.Я. Чеховой (г. Санкт-Петербург), учеников И.В. Салминой (г. Гагарин), подборка астрономических стихов Е.Дробыш (учитель И.И. Мисюля, г. Гродно, Респ. Беларусь), модель реактивного двигателя из пластиковой бутылки М.И. Старшова (г. Саратов). Подведены итоги конкурса «Я иду на урок-2011»: премии «Мастер» присуждены Е.А. Андриксоновой (г. Можайск, Московская обл.), Л.И. Аристарховой (п. Ревякино, Тульская обл.) и Л.А. Мордовцевой (с. Тузуклей, Астраханская обл.). На конкурс этого года представлен урок «Физика атомного ядра» Н.Н. Самойловой (с. Красный Яр, Респ. Марий Эл). На тематику учебных занятий и внеклассных мероприятий в апреле, а также на поготовку к ГИА и ЕГЭ ориентированы материалы К.Ю. Богданова, М.А. Бражникова, Н.Э. Коган (г. Москва), В.Б. Дроздова (г. Рязань), Г.В. Дмитриева (c. Н. Шимкусы, Чувашская Респ.), А.Н. Долгушина (г. Воскресенск, Московская обл.), Н.В. Каптеловой (г. Барнаул, Алтайский кр.) и другие. Международный авторский коллектив Л.Э. Генденштейна подробно разбирает «нерешаемую» задачу ЕГЭ о движении двух тел сравнимых масс при гравитационном взаимодействии. Исчерпывающие ответы на вечно злободневный вопрос «откуда брать энергию» даёт А.Б. Колдобский (МИФИ, г. Москва). Проф. М.Д. Даммер (г. Челябинск) приглашает на Всероссийскую олимпиаду студентов по теории и методике обучении физике.

В рубрике «Абитуриенту» даны олимпиадные задачи с решениями, предлагавшиеся в МЭИ (ТУ) (Губкин М.К.). Полезный материал к урокам в апреле – нестандартные лабораторные работы с элементами поиска и тематические проверочные работы для 7–9-го классов (Алексеева Е.В.), иллюстративный материал и тематические тесты в форме ЕГЭ для 10–11-го классов, а также новости науки и техники (Пигалицын Л.В., г. Дзержинск. Несомненный интерес и для старшеклассников, и для учителей представляет статья о принципе действия и устройстве лифтов (Козлова Н.Д., пер. с англ.), миниконкурс «Пять вопросов о звуке» (Алексеева Е.В.), биография Леонардо да Винчи, бастарда и гения (Белюстов В.Н., г. Борисоглебск), средневековый календарь и небо в апреле (проф. Чаругин В.М.).

 

Французский язык, № 3/2012

В информационном блоке журнала «Французский язык» №3/2012 читайте материал о ежегодном семинаре в г. Ивантеевка, организованном Ассоциацией преподавателей-практиков французского языка. Также вы найдёте там программу Дня французского языка в рамках Педагогического марафона 2012 и заметку об открытии сезонов русского языка во Франции и французского языка в России.

В рубрике «Мой друг французский язык» мы публикуем разработку устных разговорных тем «8 марта» и «Мой рабочий день», статью о методике преподавания французского как иностранного во Франции и руководство по созданию ресурсного центра французского языка.

В рубрике «Приветствую тебя, моя Франция» предлагаем вашему вниманию статью о городе Бержерак.

Тематическое досье номера называется «Эльзас, французская провинция» и содержит страноведческие и культурологические материалы об одной из интереснейших и самобытных французских провинций. В досье также имеется педагогическое приложение с заданиями и тестом.

В конце номера — материал о доме-музее Огюста Ренуара в г. Кань-сюр-Мер.

Наше мультимедийное приложение дополняет содержание номера и содержит учебные фильмы, презентации, разработки уроков, информацию о новых учебниках французских издательств и т.д.

 

Химия, № 3/2012

Из материалов номера вы узнаете:

  • как химия связана с изобразительным искусством, как удалось решить одну из проблем сохранения произведений искусства;
  • как повысить интерес к химии, проводя уроки в форме игр при обобщении и закреплении различных тем;
  • как провести урок по теме «Углерод» в 9-м классе;
  • как изготовить бумагу для поделок из старых тетрадок.

Приводятся ответы и решения заданий школьных химических олимпиад; их условия напечатаны в № 2/2012 (февраль). А для проверки знаний как в 9-м, так и в 11-м классах вам пригодится материал, посвященный химическим реакциям, в которые вступает сера и ее соединения; он продолжает цикл статей, посвященных «цепочкам превращений». Для классов, осваивающих курс «Естествознание» в 10-м классе, материалы к урокам, на которых изучаются законы движения небесных тел, галактики, Солнце и планеты.

Некоторые материалы сопровождаются презентациями.

 

Школьный психолог, № 3/2012

В очередном номере «Школьного психолога» вас, как всегда, ждут чрезвычайно интересные и нужные материалы. Наш журнал подскажет: как организовать и провести игры-ориентирования в школе и за ее пределами, какие использовать методики для экспресс-тестирования учащихся 8-9-х классов, что нужно знать об особенностях осуществления профориентационной работы со старшеклассниками. Вы узнаете о том, какие умения необходимы, чтобы консультировать через интернет, и почему сказка помогает в развивающей работе психологов дополнительного образования.