Читаем в апрельских номерах журналов от проекта «Школа цифрового века»
Английский язык, № 4/2013
Тема номера – “Hobbies & Leisure”
- Leisure Time in the Past
- Types of Hobbies
- Popular Hobbies
- Collecting as a Hobby
- Creative Hobbies
- Observational Hobbies
- Unusual Hobbies
- Famous Hobbyists
- Hobbies in Literature
- Free Time Activities
- Crossword “Hobbies”
- Words and Phrases for Free Time and Hobbies
- Вопросы для обсуждения темы “Hobbies & Leisure”
- “Hobbies” – Открытый урок в 4-м классе
- “Хобби в нашей жизни” – Урок в 5-м классе
- Modern Hobbies – Открытый урок в 10-м классе
- Готовимся к экзаменам: Упражнения по теме “Hobbies”
- Творческое письмо: Hobbies differ like tastes
- My Hobby – Student’s Stories
Также в номере:
- Творческий подход к формированию лингвистических компетентностей учащихся
- Как эффективно организовать переписку школьников из разных стран мира
- Креативный подход к обучению английской грамматике (на примере The Past Simple Tense)
- Выбираем учебник – обучаем грамматике!
- Practise the Present Perfect tense in a Game
- Prepositions of Movement – теория и практика
- Primary School Olympiad
- Сценарий постановки “The Little Prince”
- Pearson Test of English General (задания в электронном приложении)
- Тесты-пятиминутки
- English Access Microscholarship Program
- Between the Continents: American Reality with Russian Eyes
- April Fool’s Day
Библиотека в школе, № 4/2013
Апрельский номер журнала почти весь посвящён одной теме – «Несовпадения. Трудные темы в детской литературе». В номере:
- Материалы литературоведов, психологов и журналистов об очень спорных книгах.
- На «Острове сокровищ» – статьи Элизабет Фенвик «Как писать для подростков о сексе» и Аделии Амраевой по поводу книги Мартина Шойбле «Джихад: террористами не рождаются»
- Репортаж Алексея Олейникова «Преступление и наказание ПЛЮС: О благих намерениях защиты детей». Что нам делать с ФЗ 436, или Куда от него деваться?
- Если вы считаете, что знаете о Гайдаре ВСЁ – прочтите материал Михаила Елизарова.
Апрель – месяц подготовки планов работы на следующий учебный год. В «Методическом дне» – подсказки к планированию.
А в электронном приложении есть и презентация «Календарь литературных и памятных дат на 2013/2014 учебный год», мастер-класс и разработка мероприятия, обзоры журналов ИД «Первое сентября», и ещё, и ещё…
Биология, № 4/2013
Апрель для нас навсегда связан с первым полетом человека в космос. Но стоит ли продолжать дорогостоящие исследования? Помогают ли биологические эксперименты, проведенные на орбите, лучше узнать физиологию человека, повлиять на условия жизни на Земле. Обсудите это со своими учениками. Или, воспользовавшись нашими инструкциями, постройте в классе космическую станцию.
А можете провести урок по экологическим нишам насекомых на растениях. Познакомиться с системой творческих самостоятельных работ при изучении биологии по линии Сонина и опытом использования «биотренажеров» в системе развивающего обучения. Воспользоваться конспектом по теме «Сократительные белки» и методиками, корректирующими внимание, чтобы помочь школьникам успешно подготовиться к ЕГЭ.
И, возможно, вас удивит тот факт, что всем известный хомяк обыкновенный сегодня становится объектом охраны и его включают в Красные книги во многих странах Европы. А охраняемые краснокнижные бабочки начали встречаться даже в Подмосковье.
И чтобы уборка и переработка бытовых городских отходов перестала быть важнейшей экологической проблемой – не стоит забывать, как справлялись с ней в далекой и не очень истории.
География, № 4/2013
В номере:
- Северная Америка. Галерея разностилевых портретов. Общественно-политическое пространство, культурно-географические маркёры. Материалы для учителей географии (7, 10, 11-й классы) и для учителей истории и классных руководителей.
- Промышленные объекты, исчезнувшие с экономической карты постсоветского пространства. Материалы для учителей географии (8-9 классы) и учителей экономики.
- Европейцы (цимбры, ципсеры, фламандцы). Материалы для учителей географии (7, 10, 11-й классы), для учителей истории и литературы, а также классных руководителей.
- Разбор и итоги тура «Изменение климата: свидетельства старожилов». Материалы для учителей географии (5, 6 и 8-й классы).
- Конкурс «Путешествие учителя».
Дошкольное образование, № 4/2013
Апрельский номер журнала посвящен классической музыке. Излишне напоминать какое благотворное действие оказывает она на слушателя. Но как сделать музыку интересной, актуальной для детей? В разговоре на эту тему примут участие педагоги, психологи и профессиональные музыканты. Также вы найдете несколько сценариев праздников с использованием симфонической музыки. А для тех, кому такая музыка навевает лишь сон, мы сделали специальную подборку материалов про это: как организовать спальню ребенка, специальные игрушки для сна и многое другое ждут вас в апрельском номере. Редакция от всей души желает вам больше прекрасной музыки в вашей жизни и приятных снов!
Здоровье детей, № 4/2013
На человека постоянно воздействуют солнечная активность и геомагнитное поле Земли, климатические и географические факторы. Что такое метеозависимость и как с ней бороться?
Какими бывают травмы глаз и как их предупредить? Почему у подростков возникает алкогольная зависимость? Какие игры можно использовать для развития внимания дошколят? Ответы на эти вопросы – в рубрике «Культура здоровья».
«Час ЛФК» предлагает комплексы упражнений для тех, кто страдает бронхиальной астмой, и уроки оздоровительной физкультуры с мыслеобразами.
Если ребенок обладает сверхчувствительным слухом, но не умеет использовать то, что слышится, – поможет метод Томатиса. А еще в рубрике «Логопед в школе» вы сможете прочитать о нарушении фонематического слуха, о Су Джок терапии, о том, как освоить технику письма.
Дети с ОВЗ, так же как и их здоровые сверстники, любят играть и веселиться. В рубрике «Особый ребенок» опубликованы сценарий увлекательного занятия по математике и выпускного вечера в младшей школе.
Стиль преподавания и тонкости взаимоотношений при инклюзии – читайте материалы соответствующей рубрики.
«Образ жизни». Из материалов рубрики вы узнаете все даты апреля, связанные со здоровьем, познакомитесь с играми наших прабабушек и посмеетесь, перелистывая «Первоапрельские странички».
Информатика, № 4/2013
Наконец-то весна! В этом году День учителя информатики на Московском педагогическом марафоне приходится на 5 апреля. Уже в понедельник 8 апреля на сайте марафона marathon.1september.ru появится репортаж и видеозарисовки с нашего дня. А в апрельском номере «Информатики» опубликованы два материала «по мотивам» мероприятий на Дне учителя информатики. Один из материалов посвящён теме внедрения новых стандартов, другой — новому курсу информатики для началки.
Из других материалов номера хотим обратить внимание читателей на заметку об экспериментальном интегрированном курсе «Информатика и шахматы» и на две статьи, завершающие (временно, конечно, до появления новых интересных материалов) тему стереоизображений. Статьи носят исключительно практический характер.
Искусство, № 4/2013
Традиционная рубрика «Выставочный зал» посвящена трем выставкам. Театральный музей имени Бахрушина познакомил зрителей с творчеством советского художника Александра Харитонова. Собрание работ Лоренцо Лотто было представлено на суд публики в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Агентство Art.Ru реализовало проект «Гипертрофия и гротеск», посвященный перспективам современного российского искусства.
В рубрике «Тет-а-тет» Янина Белошапкина разбирает в деталях и подробностях знаменитую картину Эль Греко «Погребение графа Оргаса». Статья того же автора «Терзания мятежного духа» рассказывает об основных характеристиках творчества Врубеля, знаменитого художника российского модерна.
В рубрике «Научные чтения» опубликована статья «Стилевые течения XIX века. Символизм, постимпрессионизм, модерн» из цикла Елены Медковой о единстве видов искусства. Алла Грачева в рубрике «Культурное наследие» знакомит с творчеством выдающегося современного архитектора Оскара Нимейера. Как в творчестве Скрябина воплотилась идея синтеза искусств, рассказывает Николай Барабанов в статье «Иду сказать людям, что они сильны и могучи».
История, № 4/2013
Тема апрельского номера — «Дорогами войны и Победы».
Раздел «История XX века» (9, 11 классы) открывается статьей, рассказывающей об уникальном (единственном в мире) музее, посвященном Антигитлеровской коалиции и ленд-лизу. На страницах журнала и с помощью презентации, размещенной на CD, можно совершить экскурсию по музею, ознакомиться с экспонатами и узнать о малоизвестных фактах, связанных с помощью стран-союзниц Красной армии и жителям СССР.
В статьях «Генерал блицкрига», «Танки против танков» и задании-тесте, приуроченном к 70-летию битвы на Курской дуге, приводятся интересные сведения о танковых сражениях и бронетехнике, которые можно использовать на уроках и дополнительных занятиях по теме «Великая Отечественная война». Также будет полезным материал урока-инсценировки «Плакаты Великой Отечественной» для подготовки классных часов и внеклассных мероприятий.
Раздел «Отечественная история» содержит материалы, раскрывающие малоизвестную тему о том, как в советское время памятники «воевали» друг с другом. Советская власть по идеологическим соображениям уничтожала свидетельства «проклятого прошлого». Ленинская «монументальная пропаганда» была направлена на тотальную перестройку исторического сознания всего общества. В приложении к этому материалу на CD даются темы для обсуждения и разработки для проектной деятельности учащихся.
Статья «Орлы, звёзды и колосья» содержит материал из геральдики и гимнографии, пригодный для использования на уроках по истории XX века.
В разделе «Обществознание» публикуются материалы из курса политологии, рассказывающие о политических партиях современной России, и разработка урока «Демократические преобразования в РФ».
Классное руководство, № 4/2013
Темами для самоопределения взрослых в апрельском номере журнала стали технозависимость современного общества, отношение к подростковому увлечению ужасами и страшилками, выбор книг для детского чтения.
В качестве методических идей мы предлагаем читателям новые интеллектуальные викторины, игры и беседы на военно-патриотическую тематику, разработки совместных мероприятий для детей и родителей.
Также в журнале вы найдете пьесу-сказку, которою можно поставить вместе с выпускниками к празднику Последнего звонка, материалы, посвященные датам и юбилеям: восьмидесятилетию Бориса Стругацкого, Всемирному дню рок-н-ролла, Всемирному дню книги и авторского права.
Рубрика «Живые истории», надеемся, порадуют всех рассказами о школьных влюбленностях, о шефстве над малышами и о настоящей няне – в пушкинском смысле слова.
Литература, № 4/2013
Апрельский номер «Литературы» посвящен теме «Литература и игра». Основной блок материалов – это разнообразные литературные игры для уроков и внеклассных занятий. Обратите внимание на игры по роману А.Дюма «Три мушкетера» (Н.Жаркая) и по сказке Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес» (В. Харитонова). Несколько разработок посвящено «играм в поэзию» (М.Борщевская) и «играм с поэзией» (М.Гельфонд).
Интересной для учителя будет попытка И.Шолпо взглянуть на урок литературы как на своего рода игру и классифицировать типичные уроки с этой точки зрения.
Неожиданны и ярки материалы рубрики «Трибуна». В своих «апрельских тезисах» учительница из Самары И.Коган страстно защищает свободу школьной литературы. Социолог В.Стельмах пишет о советской школе и чтении в ней – сквозь призму сегодняшнего дня. Поговорим и о нашумевшей «Примерной программе» по литературе.
Интересной будет новая рубрика «Учительский блог» – в ней мы публикуем выдержки из Живого журнала одного из известных словесников.
Математика, № 4/2013
В номере – результаты международного исследования TIMSS, позволяющего оценить уровень нашего школьного математического образования. А складывается оно из достижений и сильных учеников и слабых. Пожалуй, в каждом класс есть учащиеся, которых хочется назвать перспективными: они любят учиться, активны в познавательной сфере, им интересно на уроках. Часто ли мы обсуждаем, как с ними работать? Нет, ведь они не доставляют проблем, однако, к каждой встрече с ними надо готовиться: искать интересные задачи, адекватные виды деятельности и формы заданий. Например, летний математический календарь. Чаще призывать на помощь компьютер, в номере – об использовании «Математического конструктора». Но не забывайте и о тех, кому математика дается трудно – в этом номере последняя «горячая точка». А для собственного развития и удовольствия – познакомьтесь с заданиями очного тура творческого конкурса учителей математики.
Начальная школа, № 4/2013
В апрельском выпуске журнала в помощь учителям представлены итоговые проверочные и контрольные работы ( математика, русский язык, чтение), в том числе и по системе Л.В. Занкова (обучение грамоте, русский язык, математика, литературное чтение, окружающий мир).
В итоговых контрольных работах представлены примерное содержание и структура заданий, которые могут быть изменены учителем или администрацией исходя из особенностей конкретного класса с сохранением подходов и адекватного уровня трудности.
На CD-диске вашему вниманию предложены два сценария праздника «Прощание с начальной школой».
Немецкий язык, № 4/2013
В номере опубликованы:
- материал об австрийском дирижере Герберте фон Караяне (Sonderthema);
- литературная викторина (основная тема – литература Средневековья);
- тренировочные тестовые задания и упражнения;
- задания на закрепление пунктуации;
- диктант «Eule zweimal gerettet»;
- шванк «Die Mahlzeit und die Zeche dazu»;
- теоретический материал о проектной работе на уроках немецкого языка;
- загадки, рифмовки, скороговорки;
и многое другое.
Печатную версию дополняет приложение с аудиофайлами, интерактивными упражнениями, презентациями.
Русский язык, № 4/2013
Апрельский номер открывается материалами для подготовки выпускников к ГИА и ЕГЭ. Упор делается на работу с публицистическими и художественными текстами. Здесь же дана обширная подборка составленных из отдельных предложений диктантов, с заданиями. А также упражнения для тренировки оформления прямой речи.
Представлены уроки повторения и обобщения пройденного за год материала для 5-6 классов. Для 7-8 классов предложены урок и комплекс упражнений по теме «Деепричастие». А для учеников 8-9 классов дан урок с элементами проектной деятельности на тему «Традиции русского чаепития».
Тему учебных проектов продолжают общеметодическая статья о видах проектной деятельности и подборка материалов к краеведческому проекту «О жизни выдающегося ученого-лингвиста В.В.Виноградова в Тобольске».
Помимо практических материалов в номере представлены лингвистические наблюдения над изменениями в значениях и употреблении слов, ответы родителей на вопрос о том, нужно ли задание на лето по русскому языку.
Спорт в школе, № 4/2013
Номер открывает материал о новых Положениях Президентских спортивных игр и Президентских состязаний, он поможет подготовиться к этим соревнованиям и успешно выступить в них.
Большинство материалов апрельского номера «Спорта в школе» посвящены разнообразным играм с мячом, причем не только баскетболу и волейболу. Прочитав номер, вы узнаете:
- Об интересных фактах и цифрах из истории баскетбола.
- Об играх с мячом, которые, хоть и придуманы совсем недавно, уже полюбились детям разных стран.
- Как можно организовать различные веселые спортивные праздники с элементами спортивных игр с мячом.
- Какие упражнения стоит использовать при подготовке школьной команды к соревнованиям по баскетболу.
- Об упражнениях, необходимых для развития силы у волейболистов.
- О том, как можно использовать развивающее обучение на уроках физкультуры, посвященных освоению элементов футбола.
Кроме того, ряд статей посвящен легкой атлетике в начальной и средней школе, в которых рассказывается о тонкостях обучения прыжкам в высоту, здравотворческих играх, обучении судейству.
А еще в этом номере есть материалы о том, как нужно обучать физкультуре при новых ФГОСах и удивительная история о спортсменах-инопланетянах… Вы думаете, что это – первоапрельская шутка? В каждой шутке есть доля правды… Между прочим, ряд статей номера посвящен тому, как уроки физической культуры можно сделать более жизнерадостными!
☺ С первым апреля! Улыбнитесь! На вас смотрят ученики!
Управление школой, № 4/2013
Главная тема апрельского выпуска «Управления школой» – содержательные ресурсы образовательного стандарта. Наши авторы в управленческом аспекте рассуждают о свободах и ограничениях для школ. Изучают потребность директоров школ в приобретении новой профессиональной компетенции. Предостерегают, каких ошибок следует избегать администрации при управлении профессиональным развитием педагогов в условиях введения ФГОС.
В рубрике «Юридический практикум» вас ждет консультация о тонкостях, связанных с трудовым договором.
Далее на опыте одной из школ вы убедитесь, как полезно внедрять в управление образовательным учреждением проектно-целевой метод и проектные технологии.
Побываете на необычных уроках в лондонской школе.
Узнаете об интересных технических новинках в сфере образования.
И сможете наметить пути плодотворного сотрудничества вашей школы с ведущими вузами страны.
Физика, № 4/2013
Апрель – это День космонавтики. На обложке – карта маршрута Лунохода с указанием кратеров, которые, по решению МАС, названы именами членов экипажа. Истории отечественной космонавтики посвящены материалы о проекте реактивного дирижабля и несбывшемся проекте С.П. Королёва о пилотируемом полёте на Марс. Рассказывается, как измерить массу в условиях невесомости, как выглядит модель чёрной дыры, как распределена энергия во Вселенной (на частицы приходится всего около 5%!). А также: как использовать на уроках ресурсы социальных сетей, как провести уроки по теме «Постоянный ток» в 8-м и в 10-м классах, как вместе с учащимися подготовить серию элективных курсов под общим названием «Необыкновенная физика обыкновенных явлений», как работать с текстом физического содержания, как действовать простому учителю, чтобы соответствовать ФГОС. Разобраны интересные для выпускников и абитуриентов задачи, в том числе экспериментальные. Дана картина развития Земли: от её рождения до появления первых живых организмов.
Французский язык, № 4/2013
Дорогие читатели! Поздравляем вас с весной! И номер у нас тоже получился весенним.
Для учащихся младших классов мы подготовили материал о празднике Пасхи с текстами и заданиями, адаптированными для начинающих изучать французский язык. А для выпускников, которые готовятся к сдаче ЕГЭ, мы продолжаем публикацию тренировочных упражнений к экзамену.
Читайте статью о французском писателе Филиппе Делерме, интервью с Марком Звигильским о спектакле, посвящённом жизни во Франции Ивана Тургенева и информацию о журнале LiteraruS, который выходит во Франции.
Продолжается публикация отрывков из книги Эрика-Эмманюэля Шмидта Оскар и Розовая Дама и заданий к тексту.
Тематическое досье номера посвящено французской Каталонии – великолепному, но менее известному региону Франции.
Наше мультимедийное приложение дополняет содержание номера. Мы продолжаем публикацию «Антологии французской поэзии», публикуем информацию о новых учебниках французских издательств, пособие по фонетике французского языка и т.д.
Химия, № 4/2013
Номер начинается с разговора о курсе «Естествознание. 11 класс» для тех, кто выбрал этот предмет в старшей школе для познания окружающего нас мира. Микромир, как он устроен: от мельчайшего протона до гигантских полимерных цепей. Какова взаимосвязь между строением атома и периодической системой?
Материал, который вы не найдете в учебнике, – «Изотопный состав воды и долголетие» – расскажет о теориях, объясняющих старение, и о влиянии состава воды на феномен долгожительства.
Для подготовки к сдаче ЕГЭ по химии материал очень разнообразен: это и «ступенчатые» тестовые задания, и контрольно-измерительные материалы, и «задачи на смеси», предлагавшиеся в 2012 г. в заданиях С4 ЕГЭ. В подготовке школьников к сдаче экзаменов по химии поможет также публикация «О некоторых ошибках учащихся в решении задач экспериментального тура».
В номере даны программы по химии элективного курса в 9 классе и дополнительного образования детей (2-4 классы).
Часть материалов посвящена актуальной сейчас теме – исследовательским проектам школьников.
Школьный психолог, № 4/2013
Апрельский номер «Школьного психолога» особенный (впрочем, нельзя не заметить, что каждый номер журнала имеет свою «изюминку»). Однако именно на страницах апрельского выпуска вы получите уникальную возможность узнать о том, с чего начинается Родина в головах современных школьников, почему древние мифы могут оказаться весьма полезными в практической психологической работе, что такое метафорические ассоциативные карты и как помочь ребенку решать вопрос о трате карманных денег. Разумеется, кроме того, вы найдете подробные методические разработки тренингов, развивающих программ и игр.
Технология, № 4/2013
Апрельский номер журнала «Технология» по традиции открывается новостным блоком и разработками уроков, составленными учителями технологии. На этот раз они посвящены приготовлению изделий из дрожжевого теста, взаимоотношению человека и города, изготовлению архангельской Птицы счастья, а также изготовлению табуреток. Наш, ставший привычным уже, репортаж, на этот раз посвящен неделе технологии в одной из гимназий Балашихи. «Игротека», придуманная преподавателем Еленой Капустиной, способна увлечь каждого школьника.
В рубрике «Технология мастерства» мы представляем Анатолия Хребтюгова и его прекрасные произведения, сплетенные из лозы.
Также в этом номере можно ознакомиться с технологией изготовления пряничного домика и узнать о том, как из использованных полиэтиленовых пакетов создать увлекательный кукольный мир. Эксперты расскажут о законам, по которым функционирует школьный музей и о том, какие фотокамеры называются просьюмерскими и для чего они нужны.
В финале номера – история самовара.