Майское предложение от проекта "Школа цифрового века"

Читайте в свежих номерах

Газета «Первое сентября»

  • Каким будет завтрашний день образования и педагогики? Итоги XII педагогического марафона учебных предметов в нашем заключительном репортаже
  • Новый школьный курс — финансовая грамотность. Апробация в регионах уже началась
  • Чем обернулся для школ переход в статус автономных? Интервью с директором Института развития образования НИУ-ВШЭ Ириной Абанкиной
  • «Модернизация — это новые правила жизни». Разговор с экономистом и общественным деятелем Ириной Ясиной
  • Как проверить метапредметные умения на предметном материале. Особенности современных диагностических заданий
  • Когда учитель становится интереснее интернета. Новые стратегии взаимодействия с подростками
  • Школа и родители: тысяча и одна идея для общего дела. Из практики черногорской школы № 1, Республика Хакасия
  • История семьи: военные годы. О живой связи поколений — в проекте «Историческая реконструкция» Вятской православной гимназии
  • Наши ученики: реальные и идеальные. Представления педагогов в зеркале социологического исследования
  • Почему право быть личностью приходит только после бесправия? Дневник девятиклассницы, готовящейся к ГИА
  • Как помочь детям преодолеть заключительный этап учебного года? Нейрофизиологи рекомендуют…
  • Юрий Норштейн: рассказ о тайнах ремесла. Даже один человек может стать педагогическим событием. Репортаж из московской школы № 1060
  • Эпоха всеобщего обособления. Чему учить во времена, когда рвутся все скрепы общества?
  • Чернобыль: неизвестные подробности. Воспоминания очевидцев

И как всегда в номере — обозрение образовательных ресурсов сети, рецензии на новые книги и журнальные статьи, анонсы конференций, конкурсов и грантовых программ.

 

Английский язык

Тема номера – “The World of Work”

  • What’s the difference between profession, job, occupation, trade, vocation, career, work, employment?
  • Medieval Occupations
  • Modern Jobs Descriptions
  • Occupational Surnames
  • Most Popular Careers
  • Job Interview Questions
  • Dream Jobs & Bizarre Jobs
  • Career Movies
  • Famous Writers’ Jobs
  • New Office Slang
  • Work & Job Quotes
  • Humour: Mistakes on a Resume
  • Murphy’s Laws on Work
  • Creative Writing: Find Your Character Through Their Profession
  • Вопросы для обсуждения темы “Jobs & Professions”
  • Professions and Occupations Vocabulary
  • Professions: Word Formation
  • “The World of Jobs” – Итоговый урок в 9-м классе
  • “Мир профессий” – Открытый урок в 8-м классе
  • “Choosing a Career” – урок в 10-м классе
  • Готовимся к экзаменам: Упражнения по теме “Choosing a Profession”
  • Подготовка к ЕГЭ: Work & Career

Также в номере:

  • Профессиональная подготовка учителя: традиции и инновации
  • Особенности преподавания в начальной школе
  • Главная цель обучения: не хорошие оценки, а уверенность в своих силах!
  • Креативный подход к обучению английской грамматике (на примере The Past Simple Tense)
  • PTE Academic – новый популярный экзамен
  • Сценарий постановки “Mary Poppins”
  • Тесты-пятиминутки
  • Between the Continents: American Reality with Russian Eyes

 

Библиотека в школе

Майский номер журнала «Библиотека в школе» можно считать продолжением номера апрельского. Тема «Несовпадений» продолжается. Теперь уже в профессиональной сфере.

Вот некоторые названия материалов

  • Библиотека в законе. Закон «Об образовании в Российской Федерации» глазами школьного библиотекаря.
  • Опилки золотой розы. Торопливые мысли на темы современных педагогических технологий.
  • Матрица действий. Планы школьных библиотек: вложенные усилия и получаемая отдача.

В рубрике «Диалоги» – Черно-белый мир. Мужской разговор о войне и литературе.

Май – всегда месяц Победы, возвращающий нас к теме войны. Сегодня Алексей Олейников беседует с писателем ЭДУАРДОМ ВЕРКИНЫМ – автором самой сильной и самой спорной книги о Великой Отечественной войне в современной литературе для подростков. И разговор получился такой же – сильный и неординарный. Есть над чем подумать нам самим и что обсудить с ребятами.

В материале «Почему Сталина становится больше?» вы прочтете два мнения о книге Евгения Ельчина «Сталинский нос». Мнение взрослого и мнение ребёнка.

В рубрике «Даты. События. Люди» материалы к 400-летию начала династии Романовых и к юбилею писателя и педагога Михаила Григорьевича Розанова.

И не забудьте, пожалуйста, открыть электронное приложение, а так же «вынуть» из серединки номера плакат!

 

Биология

В майском номере вы прочтете о биологии, поведении в природе и неволе, охране и восстановлении численности морской выдры. Познакомитесь с современными представлениями об истории происхождения, одомашнивания и расселения по миру лошади (вопросы и задания размещены на диске к номеру).

В методической части рассказывается об опыте работы с интерактивными моделями на уроке-исследования; некоторых приемах работы с текстом; проведении урока-экскурсии с элементами практического занятия по изучению животных почвы в школьном дворе. Предлагается программа элективного курса по химии и биологии «Промышленная деятельность человека и его здоровье» для профильного обучения в 10-м классе, а также профильных классах школ надомного обучения.

«Конспект для учителя» пополнится сведениями о белках-ферментах, а «История науки» – о классике физиологии Клоде Бернаре.

А еще вы прочтете о Ярославле биологическом, удивитесь (или нет?) хозяйственному значению чешуи и кожи рыб и необычному направлению в анималистике – тингатинга.

 

География

  • Фоторепортаж о профессиональном празднике — Дне учителя географии.
  • Татарстан. Достижения и провалы сельского хозяйства. Материал для учителей географии (9-й кл.) и экономики.
  • Портрет материка. Северная Америка. Добывающая, обрабатывающая промышленность, сельское хозяйство. Материал для учителей географии (7-й, 10-й кл.), учителей экономики и тех кто интересуется географией.
  • Европейцы. Фламандцы. Материал для учителей географии (7-й, 10-й, 11-й кл.), истории, классных руководителей.
  • Обучающие задачи. Материал для школьников (6-11-й кл.).

 

Дошкольное образование

Майский номер посвящен экологии. Но экологии не в самом привычном понимании этого слова. Ведь экология – это наука о доме. Наука о том, как жить так, чтобы вокруг тебя все было чисто, красиво и безопасно. Чтобы тебе нравилось жить в своем доме и работать на своей работе. Об этом и поговорим.

 

Здоровье детей

  • Объявляем очередной конкурс «Учись на здоровье!»-2013. Присылайте ваши материалы до 1 октября.
  • Что полезнее: сахар или сахарозаменители? Можно ли вообще отказаться от употребления сладкого? Почему наши подростки становятся все более агрессивными? Что способствует ожирению и что может стать причиной возникновения бронхиальной астмы? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в рубрике «Культура здоровья».
  • Рубрика «Час ЛФК» предлагает комплекс упражнений с использованием фитбола для малышей и гимнастику для кистей рук.
  • «Логопед в школе». Как всегда, это развивающие и корректирующие упражнения, например, авторский комплекс «Умные движения», методики проведения занятий и сценарий родительского собрания.
  • «Особый ребенок». Что делать, если ребенку поставили диагноз расстройство аутистического спектра? В помощь родителям представляем «Навигатор программ развития для людей с аутизмом». А еще в рубрике рассказывается о новых возможностях физического развития детей с ДЦП – фиксационном массаже и онтогенетической гимнастике.
  • Об организации инклюзивного обучения в садике и школе, о преимуществах непрерывного образования читайте в соответствующей рубрике.
  • Почему бранные слова наносят вред здоровью, вы узнаете, прочитав сценарий мероприятия «Долг языка – творить добро» в рубрике «Образ жизни». Также в этой рубрике – памятные даты и международные праздники мая и июня.

 

Информатика

В прошлом – апрельском – номере «Информатики» было много «началки». В майском – много «углубленки». Баланс ☺. Многие статьи майского номера практически уникальны – темы востребованные, но доступных и понятных материалов по ним не найти днем с огнем. Речь идет, например, о практических вопросах имитационного моделирования и о программировании мобильных приложений для Android.

Тем, чьи дети в этом году уже совсем скоро сдают ГИА и/или ЕГЭ все сотрудники редакции желают успехов и удачи. Кстати, все информатики-то понимают, что в предыдущем предложении достаточно было только «или» ☺.

 

Искусство

Традиционная рубрика «Выставочный зал» посвящена новым выставкам. Галерея Вересов познакомила зрителей с творчеством современного художника, декана художественного факультета ВГИК Валерия Архипова. Собрание работ Карла Брюллова и произведения исламского орнаментального искусства были представлены на суд публики в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В Центральном музее Великой Отечественной войны завершилась ретроспективная выставка нашего замечательного современника Бориса Неменского.

В рубрике «Тет-а-тет» Янина Белошапкина разбирает в деталях и подробностях знаменитую картину Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Статья того же автора «Бунтарь и поэт» рассказывает об основных характеристиках творчества Караваджо, знаменитого итальянского художника.

В рубрике «Научные чтения» опубликована статья Елены Медковой «Коллаж как мышление» о новых тенденциях в изобразительном искусстве ХХ века. Роза Чаурина в рубрике «Нетрадиционный урок» знакомит с творчеством «классического реалиста» Дмитрия Белюкина.

 

История

Тема майского номера — «Гражданская война в США: враги или братья?».

Раздел «Всеобщая и Отечественная история» (8 класс) открывается статьей, рассказывающей о Гражданской войне в США (1861–1865). В этом материале раскрываются отличительные черты этого важнейшего события американской истории.

В других материалах раздела рассказывается о современнике американского лидера эпохи Гражданской войны президента А. Линкольна — российском императоре Александре II. Учителю будет полезен сценарий урока-обобщения, где содержатся примеры сравнения личностных качеств двух лидеров, а также их реформаторской и государственной деятельности.

Раздел «Отечественная история» (6–8 классы) содержит необычный материал, посвященный тому, как люди воспринимали апокалипсические пророчества в разные эпохи в Западной Европе и в России. В статье раскрывается социально-психологический механизм таких настроений и страхов, показывается их преходящий характер и зависимость от общественных и военных катаклизмов.

В этом же разделе публикуются тестовые задания для изучения тем «Создание единого русского государства. Иван III и его внук Иван IV».

Целый раздел «Марафон-2013» посвящен прошедшему в апреле в рамках XII Педагогического марафона Дню учителя истории и обществознания. Публикуется подробный отчет об этом событии.

 

Классное руководство

Майский номер журнала «Классное руководство и воспитание школьников» выходит в разгар подготовки к окончанию учебного года.

В качестве итоговых мероприятий наши читатели смогут использовать идеи кулинарного состязания на последнем огоньке, конкурсную программу на детективную тематику либо провести игру на местности и/или анкетирование, описанные в рубрике «Живые истории». Напомнить школьникам о законах хорошего общения и доброго отношения к людям помогут классный час о «Я-высказываниях» и игра-акция «Тайный друг».

Для учителей, работающих в старших классах, мы специально подготовили материалы о последних приготовлениях к сдаче экзаменов, правилах деловой игры и варианте ее воплощения по теме профориентации, а также красивейшую литературно-музыкальную композицию для выпускного вечера.

И конечно, мы не обошли вниманием даты месяца: юбилеи философа С.Кьеркегора, педиатра Б.Спока, революционера Э.Че Гевары и поэта Ф.Г.Лорки, День пионерской организации, Европейский день соседей.

 

Литература

Майский номер «Литературы» посвящен важной для школы и очень неоднозначной теме – «Литература и психология». Он открывается большим интервью с практикующим психологом, который отвечает на наши вопросы о психологическом анализе в художественных произведениях, о психологии восприятия и творчества. Необычными для учителя окажутся и другие материалы, написанные психологами (о главных «пикаперах» русской литературы, о «Войне и мире» в свете теории привязанностей, о Раскольникове как клиенте психоаналитика). Другую часть психологических материалов составляют учительские разработки (литературные беседы, статьи о мотиве сумасшествия в литературе, о том, как смеются и улыбаются литературные герои). Есть среди них и проблемные материалы – о чтении как беге с психологическими препятствиями, о психолого-человековедческом подходе в преподавании литературы и др.

Также в номере читатель найдет отчет о Всероссийской олимпиаде школьников и о Дне учителя литературы на 12-м Педагогическом марафоне. В рубрике «Спецпроект» начат новый цикл статей автора одного из лучших учебников по литературе – Игоря Сухих.

 

Математика

В номере вы найдете материалы, которые помогут Вам ответить на вопрос, каким должен быть современный урок математики, и понять, что отличает его от урока, который принято считать традиционным. Например, можно использовать компьютер, но не надо забывать и о работе руками, ведь наглядные пособия можно, например, смастерить из листа бумаги. Но на любом уроке важна методика. В рубрике «Методическая консультация» разбираются опорные стереометрические задачи на комбинацию сферы и многогранника. Вашу кладовую дидактического сопровождения пополнит серия карточек «Математическая азбука». Однако главное – это решение задач, в рубрике «Практикум» можно порешать сложные задачи на делимость целых чисел.  Решая задачу, нельзя забывать о том, что надо рассмотреть все возможные случаи и конфигурации и задаться вопросом, сколько решений имеет задача. И почитайте вместе с учениками о схеме Горнера – это любопытно!

 

Начальная школа

В майском номере вы найдете:

  • в рубрике «Педагогический университет» пятую лекцию – «Рациональные способы кодирования информации в начальных классах» из курса Т.Е. Соколовой;
  • в рубрике «Я иду на урок» сценарии уроков: по математике – «Решение уравнений», 3-й класс; по русскому языку – «Значение наречий», 4-й класс; по литературному слушанию – «Ворона и лисица», 1-й класс (Знакомство с басней И.А. Крылова «Ворона и Лисица»); по окружающему миру – «Короли, президенты и граждане», 4-й класс; по развитию речи – «Мала пчела, да и та работает», 4-й класс, (подготовка к сочинению);
  • в рубрике «Учителю на заметку»  комплексную проверочную работу по тексту «Кенгуру», позволяющую оценить уровень освоения школьниками общеучебных умений; творческие работы с различными видами текстов и подборку материала по теме «Фразеологизмы»;
  • в рубрике «Система Л.В. Занкова» ФНМЦ подводит итоги XI Всероссийского интеллектуального марафона учеников-занковцев: задания третьего тура и ответы к ним, списки участников и, конечно, победителей в командном и личном первенствах;
  • в рубрике «Педагогика в лицах» эссе бывшего учителя начальных классов и биологии «О пользе сказок»;
  • в рубрике «Учимся играя» сценарий игры по Правилам дорожного движение «Жизнь и дорога» и викторину по русскому языку «Говори грамотно...»;
  • в рубрике «Читаем детям» мы вместе с автором цикла «Геральдическое путешествие» посетим старинный русский город  Смоленск;
  • в рубрике «Конкурсы» художник журнала расскажет о приемах работы с пластилином, которые помогли участникам конкурса «Я вижу мир!»;
  • и на последнем развороте в рубрике «Педагогический Марафон» фоторепортаж  Владимира Строковского о Днях учителя начальной школы.

 

Немецкий язык

В номере опубликованы:

  • материалы о пессимистах и оптимистах (Nachrichten/Methodisches);
  • тема номера – о книгоиздателе Карле Йозефе Майере;
  • синтаксис для начинающих: составление вопросительных предложений;
  • музыкальная викторина;
  • тренировочные тестовые задания и упражнения;
  • задания на закрепление орфографии и пунктуации;
  • диктант «Der Mann mit dem Hund»;
  • шванк «Der Mann, der die Gescheitheit gepachtet hatte»;
  • продолжение теоретического материала о проектной работе на уроках немецкого языка;
  • загадки, рифмовки, скороговорки;
    и многое другое.

Печатную версию дополняет приложение с аудиофайлами, интерактивными упражнениями, презентациями.

 

Русский язык

Майский номер журнала «Русский язык» содержит разнообразные тексты с заданиями в экзаменационном формате ГИА и ЕГЭ, а также трудные тесты по орфографии и пунктуации для организации повторения перед экзаменом.

В статье опытного преподавателя рассматривается актуальная проблема – как научить школьников писать осмысленные сочинения, не увлекаться шаблонами, а выражать свои мысли хорошим русским языком.

Предлагается также подборка текстов с вопросами и заданиями для написания изложений и сочинений в разных классах.

Кроме того, в номере подробно рассказывается о работе как с бумажными, так и с электронным словарями в рамках лингвистического проекта.

К Дню славянской письменности (24 мая) публикуется статья известного лингвиста Б.А. Ларина об истории хорошо знакомых слов.

 

Спорт в школе

В майском номере журнала рассказывается об особенностях системы физкультурно-спортивного образования в Москве (специальный выпуск):

  • Особенности методического обеспечения в этом крупнейшем мегаполиса Российской Федерации.
  • Организация системы школьных спортивных лиг и конкурса «Знаю и умею».
  • Программы спортивных федераций для проведения третьего урока физической культуры.
  • Рабочие программы по новым ФГОС  для начальной и средней школы.
  • Обучение индивидуальному планированию учебно-тренировочных занятий.
  • Оригинальные авторские разработки уроков, игр и методических приемов лучших педагогов Москвы.
  • Ретроспективный взгляд на Олимпийские игры 1980 года и Всемирные юношеские игры 1998 года.

 

Управление школой

Главная тема майского выпуска «Управления школой» – мониторинги. Говорят о них наши авторы резко. Но одной критикой не ограничиваются, а высказывают свои пожелания: как сделать этот вид исследований полезным для принятия управленческих решений.

Теме повышения качества образования посвящены статьи о модели внутришкольной системы менеджмента и ученических «группах качества».

Для директоров, стремящихся к новым высотам в плане самореализации, мы подготовили интервью с руководителем магистерской программы «Управление образованием», который подробно рассказывает, чему и как сегодня учат руководителей школ в Высшей школе экономики. Заметьте, учат бесплатно!

Прогрессивным директорам, не боящимся изменить устаревшую управленческую философию, адресована и методическая статья о технике «вдохновляющего» управления.

Также на наших страницах – опыт школ по автоматизации оплаты школьного питания; правила для ваших педагогов по работе с агрессивными учащимися; экскурс в историю учительских зарплат и рецензии на книжные новинки.

 

Физика

Май – это день Победы, праздник «со слезами на глазах», и это День Радио, вспоминаем славные страницы нашей истории, успехи наших учёных и инженеров. И конечно, всё время пытаемся подстроить наше образование под стремительно меняющуюся действительность. Теперь учителя не только учат, но и сами учатся у своих школьников – ведь то, чем  взрослые овладевают порой с большим трудом, – например компьютерную премудрость, дети, что называется, «впитывают с молоком матери». Уже и ученические исследовательские и конструкторские проекты просто немыслимы без сложных радиосхем и компьютерных «штучек». Не затрудняются школьники даже средних классов. Вот и физический эксперимент – да не просто с наклонной плоскостью или с маятниками на нити, но с интерференцией и дифракцией – становится по плечу в 8-м классе. Для выпускников – рекомендации по подготовке к ЕГЭ, в том числе и по подходам к решению экспериментальных задач, и задачи для абитуриентов МЭИ (не последний вуз в стране!), а для тех, кто видит мир в совокупности всех явлений – прекрасный обзор развития жизни на нашей планете от простейших до человека.

 

Французский язык

В информационном блоке майского номера журнала читайте материал о месте французского языка в современном мире, статью о неделе французского языка, которая проходила в московской школе №1216 (дополнительная информация в мультимедийном приложении к номеру).

В рубрике «Мой друг французский язык» мы публикуем статью о французских числительных (этот важный материал практически не изучается в школах), сценарий французской сказки, подборку игр (материал подготовлен слушателями Педагогического университета «Первое сентября»), продолжаем публикацию глав из книги «Оскар и розовая дама», а в подрубрике «Легкий французский» – рецепты, игры, песни и сказку по теме «Кухня».

В рубрике «Приветствую тебя, моя Франция!» предлагаем вашему вниманию статью о лингвистической стажировке, организованной  журналом «Французский язык» в Провансе (дополнительный материал в мультимедийном приложении к номеру). Статья «Страна фестивалей» расскажет об истории фестивалей, проходящих в Авиньоне, Экс-ан-Провансе и Каннах.

Тематическое досье номера называется «Волшебный мир русской живописи» и посвящено коллекции Третьяковской галереи.

Наше мультимедийное приложение дополняет содержание номера и содержит учебные фильмы, презентации, разработки  уроков, информацию о новых учебниках французских издательств и т.д.

 

Химия

В номере предлагается много полезного материала о типах химической  связи (ионной, ковалентной и металлической), эти сведения используются при прохождении курса «Естествознание» в 11 классе.

«Как попадает кремний в живые организмы» – это первая статья из цикла, посвященного открытию биологического действия соединений кремния и германия.

Автор публикации «Химия и история родного города» считает необходимым использовать элементы краеведения на уроках химии и во внеклассной работе.

Разработки и сценарии уроков для 8, 9 классов (с проведением опытов и письменной проверки знаний) представлены по следующим темам: «Кислород – химический элемент и простое вещество…», «Соли, их классификация и свойства», «Образование почв и их разнообразие», «Явления как изменения, происходящие в природе».

Рассказать о химии обычными словами, без формул и уравнений реакций, вам поможет материал для внеклассного мероприятия «Соединения кальция в природе и искусстве».

О химических «ляпсусах» в газетах и журналах читайте в публикации «Бумага все стерпит?»

 

Школьный психолог

Основная тема майского номера журнала «Школьный психолог» – подготовка к летнему отдыху детей. В «Методической копилке» собраны материалы, подробно описывающие возможности психологического сопровождения детей на летних площадках и в лагерях отдыха. Но поскольку учебный год еще не закончился, по-прежнему остаются актуальными вопросы формирования УУД школьников. О том, как переориентироваться педагогам и психологам на развивающие цели новых стандартов, – статья М.Р. Битяновой и интервью академика Ю.М. Забродина. Кроме того, наши читатели узнают, как использовать настольные игры в работе с родителями, чем полезен Лев Толстой современным психологам и каковы самые актуальные образовательные ресурсы интернета.

 

Технология

Майский номер журнала «Технология» традиционно начинается с новостного блока, относящегося как к миру технологий вообще, так и к преподаванию технологии в частности. Среди прочих новостей – актуальное для преподавательского сообщества подведение итогов XIV Всероссийской олимпиады школьников по технологии, проходившей в городе Липецке. Далее идут учительские разработки уроков. На сей раз это крашение пасхальных яиц, технология избегания конфликта и поведения в конфликте, изучение шоколада и какао-порошка, а также технология творчества. Преподавателям будет интересно интервью с авторитетным «технологом» Юрием Хотунцевым. Оно традиционно начинается с вопроса о том, что же такое технология. А вот репортаж этого номера несколько выпадает из привычного ряда. Он посвящен Московскому педагогическому марафону. То есть, вместо учеников за партами сидят преподаватели-технологи. В рубрике «Технология изделия» представлена забавная галерея жестяных лягушек-музыкантов. В рубрике «Технология идеи» новая приглашенная нами мастерица показывает, как связать «милую безделицу» – оригинальную иголочницу. Эксперт-музеолог размышляет о том, как уберечь школьные музеи от гибели. В рубрике «Технология снимка» идет рассказ о самых совершенных фотокамерах – зеркальных. А в рубрике «Технология вечности» – повествование о судьбе Ивана Цветаева, разработавшего своеобразные технологии сбора средств на музей и создавшего знаменитый Музей изобразительных искусств на Волхонке в Москве.