На очередном заседании Педагогического совета МБОУ "Абашевская СОШ" рассмотрены и проанализированы итоги II учебной четверти. 7 учащихся (4,4%) успевают на "отлично", 64 ученика (41%) - на "отлично" и "хорошо". 7 учащихся (4,4%) по итогам четверти имеют неудовлетворительные оценки. Члены Педагогического совета на заседании рассмотрели формы работы со слабоуспевающими учащимися и пути преодоления неуспеваемости.
Как преодолеть неуспеваемость?
Формы работы со слабоуспевающими учащимися
(методические рекомендации, рассмотренные на заседании Педсовета МБОУ "Абашевская СОШ" 14.01.2019 года)
В последнее время отмечается неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения. В нашей школе неуспевающих ребят по итогам четверти семеро, а слабоуспевающих и того больше. Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?
Ещё древние мудрецы говорили: «Увидеть и понять проблему – наполовину решить её, если же не видишь проблему, это значит, что она в тебе самом». Актуальная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.
Для этого, впрочем, как всегда с учётом нашей профессии, необходимо ответить как минимум на три вопроса:
Кого учить? Чему учить? Как учить?
Кого учить?
Давайте посмотрим ещё раз на особенности неуспевающих учащихся
Особенности неуспевающих учащихся:
низкий уровень знаний, как следствие этого низкий уровень интеллектуального развития
отсутствие познавательного интереса
не сформированы элементарные организационные навыки
учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической (в плане обучения) точки зрения
нет опоры на родителей как союзников учителя - предметника
дети, в основном, из асоциальных семей
уровень подготовленности учащихся в начальной школе;
отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
недостаточное отслеживание учителем западающих тем по предмету.
частые пропуски уроков без уважительной причины, что приводит к отсутствию системы в знаниях и как следствие этого - низкий уровень интеллекта
иногда и органические нарушения центральной нервной системы и головного мозга.
Проявляется:
не умеет устанавливать причинно-следственные связи.
не учитывает все признаки предмета или явления.
не видит общее и. д.
не работает с текстом;
не выделяет главное, существенное;
не может организовать свое время и распределить усилия и т. д.
отвлекается.
мало, что интересно, ребенок не посещает кружки и секции, не читает книг, а предпочитает пустое времяпрепровождение.
ученик делает то, что ему нравится и не способен прилагать волевые усилия для выполнения учебных задач.
Чему учить?
Необходимо выяснить причину отставания, определить действительный уровень его знаний, после чего “возвратить его” на ту ступень обучения, где он будет соответствовать требованиям программы, государственным образовательным стандартам.
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Как учить?
Из приведённого выше краткого обзора можно сделать следующие выводы:
Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, применяемых учащимися, и при необходимости корректировать эти способы.
Нужно так организовать учебный процесс, чтобы развить у учащихся внутреннюю мотивацию учебной деятельности, стойкий познавательный интерес к учению.
Здесь не обойтись без дифференцированного подхода в обучении.
Дифференцированный подход может быть осуществлен на любом из этапов урока:
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой
темы, учитель чаще обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала.
При опросе слабоуспевающим ученикам
o дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, наглядными пособиями, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.;
o задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал;
o даются задания по образцу
o Снижается темп опроса, разрешается дольше готовиться у доски
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах и в письменных работах: отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении. Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробно объясняется последовательность выполнения задания.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки обучающихся.
Дифференцированный подход к обучению предусматривает и использование соответствующих дидактических материалов:
специальных обучающих таблиц, плакатов и схем для самоконтроля;
карточек – заданий, определяющих условие предлагаемого задания,
карточек с текстами получаемой информации, сопровождаемой необходимыми разъяснениями, схемами;
карточек, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
карточек-инструкций, в которых даются указания к выполнению заданий.
Кроме того, можно наиболее рационально организовывать дифференцируемую работу учащихся на уроках и при выполнении домашних заданий с помощью следующих подходов к составлению заданий:
1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный (выбор варианта предоставляется учащемуся).
2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
3. Индивидуальные дифференцированные задания.
4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся (вариант определяет учитель).
5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.
ПРОГРАММА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ
Памятка учителю в работе с отстающими учащимися.
Только при выполнении всех пунктов учитель имеет право выставить учащемуся за четверть неудовлетворительную оценку.
Когда учитель может считать, что сделал все возможное в работе с отстающими учениками :
1. Если есть план индивидуальной работы с отстающими учениками.
2. Если учитель 2-3 раза в четверть встретился с родителями ученика, сообщая им о его проблемах и успехах.
3. Если ученик получает индивидуальное задание.
4. Помощь и консультации.
5. Пересажен с последних парт к более сильному ученику.
6. Если у него проверяются все письменные работы.
7. Если ему рассказали и показали, как надо учить уроки.
8. Если использованы на уроке различные виды опроса (устный, индивидуальный, письменный и т.д.) для объективности результата
9. Если регулярно и систематически опрашивается, не допускается скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить.
10. Учитель-предметник не опрашивает ученика не дает ему контрольную работу в первый день занятий ( после отсутствия в школе по болезни или уважительной причине)
11. Учитель-предметник поставил в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о понижении успеваемости учащегося.
12. Учитель-предметник не снижает оценку ученику за плохое поведение на уроке.
Единые требования к организации индивидуальной работы с учащимися.
1. По каждой теме производить учет умений и навыков, которыми должен овладевать учащийся.
2. Классификация ошибок, допущенных каждым учеником в разных видах работ.
3. Систематическое, тщательно спланированное повторение ранее изученного материала.
4. Своевременные индивидуальные задания учащимся.
5. Учет индивидуальных заданий и своевременная их оценка.
6. Дополнительные занятия со слабоуспевающимися учениками во внеурочное время.